Как начать играть в шахматы. Большой гид для новичков

А [ ]

  • Аванпост — клетка, которая по ходу игры уже не сможет попасть под бой пешки соперника. Аванпост, защищённый пешкой игрока, становится прекрасной позицией для ладьи, контролирующей открытую вертикаль.
  • «Армагеддон» — решающая партия (как правило, на тай-брейке), которая играется на необычных условиях: белые имеют 5 минут на обдумывание, а чёрные — 4 минуты (или белые 6 минут, чёрные — 5), однако белых устраивает только выигрыш (в случае ничьей чёрные признаются выигравшей стороной).

Видео

О

  • «Обезьянья игра» — условное название серии ходов в шахматной партии, когда один из соперников зеркально повторяет ходы другого.
  • Обдернуться сделать не тот ход, что задумал.
  • Обжорный ряд седьмая горизонталь, на которую вторгается неприятельская ладья, и начинает пожирать пешки.
  • Огребание люлей действие, во всех смыслах противоположное их раздаче.
  • Окучить методично, постепенно атаковать, окружить и уничтожить.
  • Отжарить убедительно обыграть.
  • Откладывание партии  — процедура прерывания партии с последующим доигрыванием. При этом игрок, имеющий очередь хода мог сделать его на доске (открытый ход)или же записать его на бланке и запечатать в конверт (секретный ход). Отложенная партия могла анализироваться, при этом не исключалась помощь других шахматистов. Практиковалась до широкого внедрения компьютерных программ в жизнь. Современный контроль времени предполагает, что партия начинается и заканчивается в один игровой день.
  • Открытая игра  — ведение борьбы преимущественно тактическими средствами с использованием открытых линий, диагоналей, дальнобойности фигур и т. п.(см. также Закрытая игра).
  • Открытая линия — вертикаль шахматной доски, свободная от пешек.
  • Открытые дебюты — шахматные начала, возникающие после ходов 1.e4 e5. Преимущественно ведут к живой открытой фигурной игре. Хотя ряд вариантов, например, итальянской или испанской партии приводят к закрытым позициям и длительному позиционному лавированию.
  • Отравленная пешка незащищенная явным образом боевая единица, взятие которой ведет к печальным последствиям.
  • Отсталая пешка — пешка, которая не может стать рядом со своей пешкой на смежной вертикали.

К оглавлению

Л

  • Лавирование — маневры позиционного характера, в ходе которых поддерживается общее напряжение, неопределённость, и стороны не обнаруживают до конца своих намерений.
  • Ладейник ладейное окончание.
  • «Ласкеровская компенсация» — компенсация за ферзя в виде ладьи, пешки и лёгкой фигуры (как правило, слона). Термин образован от фамилии второго официального чемпиона мира по шахматам Эм. Ласкера, неоднократно и с успехом осуществлявшего подобный размен сильнейшей фигуры.
  • Лёгкая партия — партия, игранная вне официальных соревнований (в отличие от турнирной или матчевой партии).
  • Ловушка — один из приёмов борьбы в практической партии, когда сторона, устраивающая ловушку, рассчитывает на опрометчивость противника, который соблазнится «отравленной» пешкой или оставленным под боем ферзем и получит «взамен» мат или потерпит существенный материальный урон.
  • Лошадь  конь, шахматная фигура.

К оглавлению

Рокировка

В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.

Недостаточно фигур

В некоторых случаях у одного из противников в конце партии остается больше фигур, чем у другого, но не всегда этого хватает для победы, потому что некоторые фигуры или их сочетания не могут дать мат. 

Партия считается ничейной, когда у обоих противников «недостаточно фигур», чтобы дать мат.

Недостаточно фигур (мат невозможен или возможен только при кооперативной игре): 

  • Король против короля

Если у обоих противников остается по королю, партия автоматически признается ничьей, потому что никто из них не может победить. 

Эндшпиль, где на доске остаются два короля, ничеен
Эндшпиль, где на доске остаются два короля, ничеен.
  • Король и легкая фигура против короля

Король и легкая фигура (слон или конь) не могут добиться победы в одиночку, потому что невозможно дать мат с использованием этих фигур. Партия автоматически признается ничьей.

Король и конь или король и слон не могут дать мат
Король и конь или король и слон не могут дать мат королю.
  • Одинокий король против фигур

Что случается, когда у одного из противников остается один лишь король, а у другого много фигур, но при этом заканчивается время на обдумывание? В позиции на доске белые легко победили бы, но у них закончилось время!

Поскольку предводитель черных фигур не может дать противнику мат одним лишь королем, партия признается закончившейся вничью. Важно заметить, что окончание времени на обдумывание не всегда равносильно поражению — иногда оно ведет к ничьей.

Этот случай иногда называют «окончание времени при нехватке фигур».

Если у белых закончится время, черные не смогут по
Если у белых закончится время, черные не смогут победить, поскольку у них недостаточно фигур для мата. 
  • Король и два коня против короля

При этом сочетании фигур мат возможен только, если противник будет вам подыгрывать. Партия ничейна.

Король и два коня не смогут дать мат, если противник не придет на помощь.
  • Король и легкая фигура против короля и легкой фигуры

Мат королем и легкой фигурой, которые борются с королем и другой легкой фигурой, возможен, если эти фигуры не являются слонами, расположенными на полях одинакового цвета. Но вновь мат невозможно объявить, если противник не будет вам подыгрывать. Партия ничейна.

При этом сочетании легких фигур возможен только ко
При этом сочетании легких фигур возможен только кооперативный мат.

Чтобы понять, как можно поставить мат при помощи соперника, взгляните на диаграмму. Тем не менее, это соотношение сил ничейно.

Закончилось время

Проиграть, потому что у вас закончилось время на обдумывание, — всегда болезненно. Не важно,  насколько велико ваше преимущество, и можете ли вы поставить мат в один ход. Когда у вас заканчивается время, вы проигрываете, если у вашего противника остается достаточно фигур, чтобы объявить мат. Если у вашего противника недостаточно фигур, чтобы объявить мат, а у вас заканчивается время, партия завершается вничью даже, если вы выигрывали. 

Распределение времени и использование его во время партии критически важно. 

Время может закончиться в результате разрыва связи, когда один из противников теряет подключение к серверу. В этом случае ему присуждается поражение. На Chess.com, отключившемуся шахматисту дается достаточно времени, чтобы восстановить связь, но не настолько много, чтобы его противник испытывал дискомфорт от напрасного ожидания. 

Как ходят шахматные фигуры?

Как только вы научитесь правильно расставлять фигуры на шахматной доске, можно переходить к изучению правил их передвижения. Итак:

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы недопустить мата после получения шаха от соперника.

Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.

Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.

Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.

Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали — то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.

Как ходит пешка в шахматной армии знают даже начинающие игроки – на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение — стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.

Легче всего изучить, как ходят фигуры в шахматах в картинках. Это – азы шахматной грамоты, которая преподается детям. Запомнив, как должны стоять и передвигаться по доске белые и черные, можно переходить изучению специальных возможностей, их всего две – взятие на проходе и рокировка.

Советы

  • Играйте уверенно с настроем на победу.
  • Не переставайте практиковаться и не отдавайте фигуры по глупости.
  • Идите в наступление группами. Если для атаки вам придется отойти от группы, составьте план по перегруппировке сил.
  • В некоторых компьютерных шахматных играх существуют подсказки, которыми вы можете воспользоваться. Эти подсказки могут вам пригодиться в официальных матчах.
  • Когда будете готовы, примите участие в турнире или сыграйте в шахматном клубе. Это может улучшить ваши навыки и обеспечит официальный шахматный рейтинг.
  • Помните о значении каждой фигуры и планируйте свою игру соответственно. Например, ладья стоит пять очков, тогда как слон только три. Вы можете получить преимущество, если пожертвуете своим слоном для нейтрализации ладьи противника.
  • Прежде чем перемещать фигуру, детально продумайте свой ход.

Шахматы как вид спорта. Коротко

В XV–XVII шахматы приобрели уже полностью современный облик. Изменились правила ходов слоном и ферзём (последний из самой слабой фигуры превратился в самую сильную). Эти новшества радикально изменили игру: её скорость увеличилась, ошибки уже на первых ходах могли привести к стремительной атаке и поражению. Это дало стимул к изучению дебютов.

В XIX веке шахматы окончательно становятся международным видом спорта. Во всём мире создаются многочисленные шахматные клубы и школы, активно издаются специализированные журналы и литература. В 1886 состоялся первый официальный чемпионат мира, на котором победил австриец Вильгельм Стейниц.

В 1924 году создали Международную шахматную федерацию — ФИДЕ (от французского Federation Internationale des Echecs), которая занимается организацией турниров претендентов, матчей за звание чемпиона мира, шахматных олимпиад и других международных шахматных соревнований.

Вильгельм Стейниц (1836—1900), первый официальный чемпион мира по шахматам

К этому моменту чемпионами мира среди мужчин становились 22 человека, 11 из них — представители СССР или России. Действующий чемпион мира — молодой норвежский гроссмейстер Магнус Карлсен. Среди женщин чемпионами становились 17 человек, 7 — представители СССР или России. С момента первого женского мирового турнира в 1927 году советские шахматистки держали пальму первенства вплоть до 1991 года. Действующая чемпионка мира — китаянка Цзюй Вэньцзюнь.

Э [ ]

  • Эстетика шахмат — способность шахматной игры доставлять эстетическое удовольствие (красота и парадоксальность возникающих в ходе игры позиций, красота замысла, красота отдельного хода или партии в целом, красота борьбы и т. п.).
  • Эксельсиор — разновидность шахматной задачи (этюда), в ходе решения которого пешка из первоначального положения ход за ходом движется в ферзи.
  • Эндшпиль — заключительный этап шахматной партии.
  • Этюд шахматный — произведение шахматной композиции, искусственно составленная позиция, в которой необходимо найти единственно верный путь (как правило, неочевидный, парадоксальный) для достижения поставленной задачи (достижение выигрыша или ничьей).

Теги

Adblock
detector