Можно ли венчаться и крестить детей в Великий пост?

Происхождение традиции держать пост

Традиция воздержания существует во многих религиях. Но в православии пост держат особенно строго, в католичестве и протестантских церквях действуют менее жесткие ограничения. Поститься принято как бы в подражание Иисусу, пребывавшему в пустыне 40 дней — это является основанием для Великого поста. Даты его начала и окончания ежегодно высчитывают перед Пасхой. Но в православии приняты и другие посты, перед праздниками, чтобы лучше подготовиться к радостному событию. Свадьба относится к их числу.

Обязанность соблюдать пост перед венчанием — только один из этапов на пути к этому событию. К таинству жених и невеста должны прийти подготовленными, чтобы понимать не только внешнюю сторону обряда. Регистрировать брак нужно в ЗАГСе — этого требует закон, чтобы можно было уладить юридические вопросы. Венчаются в церкви не для этого. Таинство — просьба к Богу соединить двух людей, чтобы они всегда были душой и телом вместе, воспитывали детей в христианских правилах. В этом состоит смысл церковного брака.

Видео

Можно ли беременеть в пост?

К каждой ситуации стоит подходить индивидуально. Советоваться с духовником, читать церковную литературу, исходить из особенностей характера каждого из супругов.Если вы можете воздержаться от зачатия чада в пост, это хорошо. Но если зачатие произошло, ни в коем случае не надо считать ребенка «обреченным на несчастье» и тем более делать аборт. Ребенок совершенно ни при чем, у него своя жизнь, в которой он будет отвечать перед Богом за свои поступки. Потому что, как пишет Священное Писание, не бывает так, чтобы «отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах была оскомина».

Что можно пить в пост?

Типикон, богослужебный Устав, который регулирует также церковные посты, в определенные дни разрешает даже пить немного вина. Но тут, как и в еде, надо понимать свою меру. Одному «две красовули», то есть две определных емкости вина, о которых говорит Типикон, не принесут вреда. Другому стоит отказаться от алкоголя полностью. Мы все так или иначе знаем свои слабости, и должны сами или с помощью духовника решить, как с ними бороться в пост.

Что касается чая и кофе, вопрос неоднозначный. Мне нравится, что все больше и больше людей сегодня ведут здоровый образ жизни и, в частности, следят за тем, чтобы на стол к ним попадали как можно более натуральные и полезные продукты. Во время Великого поста мы специально немного ослабляем свой организм воздержанием, чтобы сосредоточиться на своей душе, на молитве и покаянии. Стоит ли в этот непростой период травить себя химическим растворимым кофе или давать излишнюю нагрузку сердцу употреблением кофеина (которого в чае, кстати, еще больше, чем в кофе)?

Если вы любите кофе и пьете его каждый день, попробуйте поставить эксперимент. Откажитесь от этого напитка полностью — дня на два. Если вам будет очень тяжело, значит вы не просто «любитель кофе», а зависимы от него. Любая зависимость — это грех, с которым нужно бороться.

Откуда пошла традиция поститься?

Посты, как религиозное явление, связывают с повторением 40-дневного поста Иисуса Христа, когда он удалился в пустыню. Также посты связывают с обычаем поститься в дни скорби, разделяя страдания Спасителя, или в качестве покаяния в своих грехах.

Еще одно значение поста – аскетическое, для смирения и укрощения желаний. Подвиги святых-аскетов, ведущих уединенный образ жизни, конечно, трудно повторить в мирской жизни, да и вряд ли удастся без вреда здоровью, но можно брать пример и по мере сил стараться ограничивать себя в благах, усмиряя дух и тело.

Постное меню перед венчанием
Постное меню перед венчанием

Также было принято поститься накануне больших праздников, чтобы лучше подготовиться к ним.

Как происходит обручение?

Венчанию предшествует обручение.

Обручение совершается в ознаменование того, что брак совершается перед лицом Божиим, в Его присутствии, по Его всеблагому Промыслу и усмотрению, когда пред Ним скрепляются взаимные обещания вступающих в брак.

Обручение совершается после Божественной Литургии. Этим жениху и невесте внушается важность Таинства брака, подчеркивается, с каким благоговением и трепетом, с какой душевной чистотой они должны приступить к его заключению.

То, что обручение совершается в храме, означает, что муж принимает жену от Самого Господа. Чтобы яснее внушить, что обручение совершается перед лицом Божиим, Церковь повелевает обручающимся предстать перед святыми дверями храма, тогда как священник, изображающий в это время Самого Господа Иисуса Христа, находится в святилище, или в алтаре.

Священник вводит жениха и невесту в храм в ознаменование того, что венчающиеся подобно первозданным прародителям Адаму и Еве начинают с этой минуты перед лицом Самого Бога, в Его Святой Церкви, свою новую и святую жизнь в чистом супружестве.

Обряд начинается каждением в подражание благочестивому Товии, который возжег печень и сердце рыбы, чтобы дымом и молитвою отогнать демона, враждебного честным бракам (см.: Тов. 8, 2). Священник трижды благословляет сначала жениха, потом невесту, произнося: “Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа” и дает им зажженные свечи. На каждое благословение сначала жених, потом невеста трижды осеняют себя крестным знамением и принимают от священника свечи.

Троекратное осенение крестным знамением и вручение жениху и невесте зажженных свеч есть начало духовного торжества. Зажженные свечи, которые держат в руках жених и невеста, знаменуют ту любовь, которую они отныне должны питать друг к другу и которая должна быть пламенна и чиста. Зажженные свечи знаменуют также целомудрие жениха и невесты и пребывающую благодать Божию. Крестовидное каждение означает невидимое, таинственное присутствие с нами благодати Духа Святого, освящающего нас и совершающего святые таинства Церкви.

По обычаю Церкви, всякое священнодействие начинается славословием Богу, а при совершении брака оно имеет и особое значение: брачующимся брак их представляется делом великим и святым, таким, через которое славословится и благословляется имя Божие. (Возглас: “Благословен Бог наш”.).

Мир от Бога необходим брачующимся, и сочетаются они в мире, для мира и единомыслия. (Диакон возглашает: “Миром Господу помолимся. О свышнем мире и спасении душ наших Господу помолимся”.).

Затем диакон произносит, между другими обычными молениями, моления о брачующихся от лица всех присутствующих в храме. Первая молитва Святой Церкви о женихе и невесте — это молитва о ныне обручающихся и о спасении их. Святая Церковь молит Господа за жениха и невесту, вступающих в брак. Цель супружества — благословенное рождение детей для продолжения рода человеческого. Вместе с тем Святая Церковь произносит моление, чтобы Господь исполнил любое прошение жениха и невесты, относящееся к их спасению.

Священник, как совершитель Таинства брака, произносит вслух молитву к Господу о том, чтобы Он Сам благословил жениха и невесту на всякое благое дело. Затем священник, преподав мир всем, повелевает жениху и невесте и всем присутствующим в храме преклонить головы свои пред Господом, в ожидании от него духовного благословения, а сам тайно читает молитву.

Эта молитва возносится к Господу Иисусу Христу, Жениху Святой Церкви, которую Он обручил Себе.

После этого священник берет кольца со святого престола и надевает сначала кольцо жениху, трижды осеняя его крестообразно, говоря: “Обручается раб Божий (имя жениха) рабе Божией (имя невесты) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Потом надевает кольцо невесте, также с троекратным осенением ее, и произносит слова: “Обручается раба Божия (имя невесты) рабу Божиему (имя жениха) во имя Отца, и Сына, и Святого Духа”.

Кольца имеют при обручении очень важное значение: это не просто дар жениха невесте, а знак неразрывного, вечного союза между ними. Кольца кладутся на правую сторону святого престола, как бы перед лицом Самого Господа Иисуса Христа. Этим подчеркивается, что через прикосновение к святому престолу и возлежание на нем они могут принять силу освящения и низвести на брачующихся благословение Божие. Кольца на святом престоле лежат рядом, выражая тем самым взаимную любовь и единение в вере жениха и невесты.

После благословения священника жених и невеста меняются кольцами. Жених надевает свое кольцо на руку невесте в знак любви и готовности жертвовать всем жене своей и помогать ей всю жизнь; невеста надевает свое кольцо на руку жениху в знак своей любви и преданности, в знак готовности принимать от него помощь всю жизнь. Такой обмен производится трижды в честь и славу Пресвятой Троицы, Которая все совершает и утверждает (иногда кольца меняет сам священник).

Затем священник снова молит Господа о том, чтобы Он Сам благословил и утвердил Обручение, Сам осенил положение колец благословением небесным и послал им Ангела хранителя и руководителя в новой их жизни. На этом обручение заканчивается.

Можно ли обручаться

По действующей Конституции религия и общественная деятельность находятся порознь. В ЗАГСе нет никаких запретов на роспись во время поста. Влюбленные подают заявление и, согласно действующему законодательству, обручаются в назначенный день. Если молодожены просто распишутся, не устраивая шумного застолья, ничего страшного не произойдет. В других случаях стоит только заговорить о свадьбе в период поста, сразу обрушится критика со стороны старшего поколения. Родители точно знают, что жениться в это время нельзя.

ЧИТАТЬСвадебный торт: советы по выбору десерта и альтернативные варианты

Когда запрещается

В церковном календаре есть 4 многодневных поста и 3 однодневных, а также нужно поститься каждую среду и пятницу. Нельзя играть свадьбу в следующие дни:

  1. Рождественский пост. 28 ноября — 6 января. К слову, Новый год приходится на время большого поста, но никто его не придерживается. В новогоднюю ночь люди веселятся, употребляют алкоголь, занимаются сексом, наслаждаются жизнью.
  2. Великий. Каждый год происходит в разное время. Зависит от того, когда будет Пасха. В 2020 году поститься нужно со 2 марта по 18 апреля.
  3. Петров. 24 июня — 11 июля.
  4. Успенский. 14 — 27 августа.

В этот период не рекомендуется выходить замуж, жениться, играть свадьбу. В то же время регистрировать брак в ЗАГСе разрешается.

Плюсы и минусы церемонии

Преимущество одно — меньше бракосочетаний в ЗАГСе. Народ у нас суеверный, поэтому на свадебную церемонию решаются немногие. Люди считают, что этим можно навлечь на себя беду. Если хоть капля сомнения имеется, лучше перенести дату, дождаться благоприятного периода.

Почему не венчаются в пост

Перед Венчанием обязательна гражданская регистрация брака, подтверждающая серьезность намерений молодых. Но в отличие от ЗАГСа, где бракосочетания проводят круглый год, в Церкви не венчают в период строгих постов:

  • в Великий пост – от Прощенного воскресенья и до первого воскресенья после Пасхи;
  • весь Петров (Апостольский) пост, начинается через 7 дней после Троицы и длится до 12 июля, дня памяти апостолов Петра и Павла;
  • весь Рождественский пост, до 18 января включительно;
  • весь Успенский пост с 14 до 27 августа.

Это время покаяния и воздержания, в том числе и супружеского, поэтому близкие отношения между мужем и женой запрещены. Кроме того, свадьба подразумевает веселье и пышное застолье, что также не положено во время поста – человек должен морально очистится за это время.

Глядя на календарь венчаний, можно заметить, что в году больше дней, когда не венчают. Кроме строгих постов в Венчании вам откажут и в такие дни:

  • двунадесятые и великие праздники;
  • в канун однодневных постов (накануне среды и пятницы);
  • в канун воскресного дня (в субботу).

За несколько дней перед Венчанием жениху и невесте необходимо посетить храм, чтобы исповедаться, покаяться в грехах и причаститься. Более подробно о подготовке и проведении Таинства узнаете из статьи.

Теги

Adblock
detector