Первая русская подводная лодка —

Макет АПЛ разместили в пяти зданиях

При проектировании К-3 главный конструктор АПЛ Владимир Перегудов впервые в отечественном подводном кораблестроении добился разрешения на строительство в натуральную величину деревянных макетов всех отсеков лодки. Это было важно для отработки оптимальной компоновки всего оборудования. Макет атомохода длиной более 100 метров не помещался ни в одном здании, поэтому его разместили в пяти разных местах. На одном из заводов смакетировали три кормовых отсека, а оба носовых с гигантской торпедой — в самом центре Ленинграда, неподалеку от гостиницы "Астория". Макеты сооружали из фанеры и деревянных чурбаков. Трубопроводы и кабельные трассы обозначались пеньковыми веревками с соответствующей маркировкой. Таким образом проектанты получали возможность видеть всю лодку как на ладони. Иногда приходилось прямо на макете ножовкой отпиливать одно "устройство" в виде деревянной чурки и переносить его на более удобное место.

Кипу, таинственные инкские узлы

Кипу — Quipu или khipu (от кечуа khipu, «узел») — один из видов узелкового письма. Ничего особо сложного в этой системе не было, но это только на первый взгляд.

Все узлы различались по форме и направленности зак

Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.

Кипу — это одна общая веревка, на которую привязаны другие, свободно свисавшие вниз. Количество их ничем не ограничено, кроме разве что объемом информации, которую хотят передать. Поэтому иногда «говорящих» нитей было не просто несколько десятков, а могло быть до тысячи. Кроме всего прочего, цвет нити также играл огромное значение.

Разные виды узлов, различные типы нитей в ловких руках «кипукамайоки» (quipucamayocs), как называли «летописцев» по узелковому письму, могли сохранять огромные массивы информации. Таким образом со всех уголков Империи собиралась и передавалась напрямую императору информация о сборе урожая, дани, тратах отдельных провинций на экономику.

У каждого вида узла было свое трактование, к сожал

У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.

Однако не стоит считать, что кипу использовали исключительно для отчетности. Этот язык был довольно универсальным, чтобы позволить «писать» летопись жизни правителей, создавать целые генеалогические «книги», записывать мифы и легенды, даже писать стихи.

Дань Нептуна

В чертежах лодка именовалась «Подаскаф». Это было пятиметровое одноместное цельнометаллическое судно на механическом ходу и приводом на гребной винт, вооруженное миной, которую можно было укрепить под днищем вражеского судна и дистанционно взорвать с помощью электрического сигнала. Спектр действия ограничивался запасом воздуха и физических сил управляющего лодкой моряка. Зато лодка была бесшумная, что позволяло скрытно подходить к стоящим на рейде кораблям. Джевецкий лично испытывал субмарину.

Вскоре на испытания прибыл адмирал Николай Андреевич Аркас, курировавший оборону портов и отвечавший за развитие минного дела. В его присутствии Джевецкий скрытно подвел лодку к судну-мишени, установил мину и, отойдя на безопасное расстояние, взорвал ее. В столицу ушла восторженная реляция, после чего в Морском ведомстве решили лично взглянуть на новое оружие.

Джевецкий постоянно модернизировал субмарину, так что модель, построенная на Невском заводе в Санкт-Петербурге, существенно отличалась от одесского варианта. Эта подводная лодка вмещала уже четырех человек (капитан, минный мастер и два матроса в качестве движущей силы) и имела два гребных винта — один спереди и один сзади. Винты были поворотные и использовались в качестве рулей, передний винт поворачивался в вертикальной плоскости, задний — в горизонтальной. Испытания этой подводной лодки были проведены на Серебряном озере в Гатчине, отличавшемся особой прозрачностью воды, и здесь Джевецкий проявил себя не только отменным инженером, но и мастером презентаций.

Фото: /Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Подводные лодки Джевецкого различных конструкций, между 1890 и 1907 годами

Академик А. Н. Крылов, «Мои воспоминания»:

«Джевецкий несколько дней бороздил по озеру, изучая царскую пристань и как к ней ловчее пристать. Зная, что Александр III неразлучен с царицей Марией Федоровной, Джевецкий заказал букет самых великолепных орхидей — любимых цветов царицы. Настал день испытаний. Царь и царица сели в шлюпку, на которой и вышли на середину озера, а Джевецкий, пользуясь прозрачностью воды, маневрировал около этой шлюпки, иногда проходя под нею. Наконец шлюпка подошла к пристани, царь и царица вышли и остались на пристани. Джевецкий с ловкостью пристал, открыл горловину, вышел на пристань, преклонил колено и подал царице великолепный букет орхидей, сказав: C’est le tribut de Neptune á Votre Majesté (это дань Нептуна вашему величеству)»

Эпизод с орхидеями известен из рассказа самого Джевецкого в пересказе его друга и помощника, а в будущем знаменитого кораблестроителя адмирала и академика Алексея Николаевича Крылова. За давностью лет забылось (академик писал мемуары в эвакуации во время Отечественной войны), что Александр на тот момент был еще не императором, а наследником престола, но этим можно пренебречь. Зато сам Александр Александрович в дневнике за 4 февраля 1880 года записал, что испытания субмарины прошли удачно, мишень была взорвана. «Эта лодка, я уверен, будет иметь большое значение в будущем и сделает порядочный переполох в морских сражениях», — подытожил будущий император.

Мера сил: зачем России нужна самая длинная в мире субмарина АПЛ «Белгород» является одним из наиболее амбициозных кораблестроительных проектов в стране

Почему испанцы уничтожали кипу

Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.

Этот язык был понятен исключительно местному населению. Среди современных ученых и историков нет никого, кто умел бы «читать» кипу, остается только разгадывать и подбирать значения.

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полт

Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy

Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.

Правда, приблизительно разобравшись в природе узелкового письма, конкистадоры признали его пользу — слегка модернизировать кипу под свои потребности было проще, чем заставить «необразованных туземцев» писать понятной и привычной для «просвещенных европейцев» латиницей. Однако оказалось, что кипукамайоки не всегда подавали правдивую информацию, старательно вредя захватчикам, а расшифровать кипу оказалось не так просто для непривычного к подобному «письму» человеку. Поэтому началась еще одна волна уничтожения кипу.

Всплытие покажет

Русский царь был прагматиком и потому увидел в подобном проекте не блажь и не дурь, а грозное оружие, которое надо как можно скорее построить, испытать и ввести в строй. Более того — по ходу дела Пётр сотрудничает с Никоновым и вносит в его проект кое-какие коррективы. Так, совершенно логично он сразу предлагает отказаться от пушечного вооружения подводного корабля — это по тем временам было технологически невозможно. 

Но это работа на отдалённую перспективу. Пока что Никонов трудится один и через год и месяц, в марте 1721 г., представляет на суд царя и Адмиралтейства действующую модель. Испытания проводились на Неве, в подводной лодке сидел сам Никонов и несколько человек команды. По орудийному выстрелу лодка погрузилась на воду на середине реки. По второму выстрелу погрузилась и на вёсельном ходу проделала путь до противоположного берега, где и всплыла — Никонов вылез в люк и замахал шляпой. Потом таким же макаром погрузилась снова и всплыла почти около Галерной верфи, где стоял царь. А вот на третьем погружении судно дало течь, и его пришлось спасать. Однако для первого раза, для испытания прототипа, это было самой настоящей победой. Царь велел незамедлительно строить подводный корабль «полного корпуса» и продумать его вооружение.

«Потаённое судно» Е. П. Никонова. Фото
«Потаённое судно» Е. П. Никонова. Фото:

Жениться нельзя, нужно строить корабль

Как рассказывал один из участников строительства К-3 Александр Лагунов, те, кто работал над созданием первого отечественного атомохода, не хотели жениться. И вовсе не потому, что не было привлекательных девушек. Они впервые работали с атомом и не знали, как он поведет себя при строительстве. Радиация в то время была недостаточно изученным явлением, и ее влияние на организм человека не было исследовано полностью. Работники для себя решили, что в ЗАГС они поведут избранниц только после того, как завершат строительство К-3.

Роман Азанов ТАСС благодарит за помощь в подготовке материала пресс-службу ПО "Севмаш"

Теги

Adblock
detector