Путешествие к нашим истокам. Женский головной убор «сорока»

Венец

По традиции, молодые девушки не должны были полностью прикрывать голову. Поэтому следующим старинным головным убором, который использовали незамужние девушки на Руси, был венец. Еще его называют обручем или повязкой на лоб, челкой (от того, что повязку надевали на лоб, чело).

При таком уборе волосы оставались видны. Парни могли любоваться красивыми девичьими косами. Украшали его по-разному. Делали вышивку, цепляли различные подвески и колечки, медальоны из металла. Украшали лентами и куском парчи. Это мог быть простой прямоугольник, вырезанный из бересты или липовой коры, платок, сложенный в виде полоски. Единственное требование – чтобы не закрывались волосы. Ведь только замужние женщины прятали свои косы под платок. Девушки не могли покрыть голову даже в морозные дни.

Видео

Старинные головные уборы замужних женщин

Во время свадебного ритуала подружки невесты расплетали ей косу и делали взрослую прическу. Это действие сопровождалось плачем и причитаниями о потере свободы и любимой подружки, у которой теперь совсем не будет времени на них. После свадьбы женщина должна была покрывать голову. Было в старину для замужних женщин несколько традиционных головных уборов. Это и знаменитые кокошники, повойники, кички (рогатые, копытообразные и лопатообразные), шлыки и каптуры, сороки и подкапки. Рассмотрим старинные головные уборы замужних женщин на Руси подробнее.

Головные уборы русского севера

Основой северного женского костюма был сарафан. Впервые он упоминается в Никоновской летописи 1376 года. Изначально укороченные наподобие кафтана сарафаны носили знатные мужчины. Лишь к XVII веку сарафан приобрел знакомый нам вид и окончательно перекочевал в женский гардероб.

В документах XVII века впервые встречается слово «кокошник». «Кокошь» по-древнерусски означало «курица». Вероятно, головной убор получил название из-за сходства с куриным гребешком. Он подчеркивал треугольный силуэт сарафана.

По одной из версий, кокошник появился на Руси под влиянием византийского костюма. Носили его в первую очередь знатные женщины.

После реформы Петра I, запретившего ношение традиционного национального костюма среди дворянства, сарафаны и кокошники остались в гардеробе купчих, мещанок, а также крестьянок, но в более скромном варианте. В этот же период кокошник в комплексе с сарафаном проник в южные регионы, где долго оставался нарядом исключительно богатых женщин. Кокошники украшались гораздо богаче, чем сороки и кики: обшивались жемчугом и стеклярусом, парчой и бархатом, галуном и кружевом.

Кика рогатая

Рогатая кичка — головной убор крестьянок района Богословщина Михайловского уезда Рязанской губернии. Конец XIX — начало XX веков. Фотография: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник.Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).Крестьянка Рязанской губернии в рогатой кичке. Фотография: Фонд Российского этнографического музея (РЭМ).

Слово «кика» происходит от старославянского «кыка» — «волосы». Это один из древнейших головных уборов, который восходит к образам женских языческих божеств. В представлении славян рога были символом плодородия, потому носить их могла лишь «мужатая баба». В большинстве регионов право носить рогатую кику женщина получала после рождения первого ребенка. Надевали кику и в будни, и в праздники. Чтобы удерживать массивный убор (рога могли достигать 20–30 сантиметров в высоту), женщине приходилось высоко поднимать голову. Так и появилось слово «кичиться» — ходить, задрав нос.

С языческой атрибутикой активно боролось духовенство: женщинам запрещалось посещать церковь в рогатых киках. К началу XIX века этот убор практически исчез из обихода, однако в Рязанской губернии его носили вплоть до ХХ века. Сохранилась даже частушка:

Рязанские рога Не кину никогда. Буду есть одну мякину, А рогов своих не кину!

Окунемся в историю

В старину в каждой губернии была собственная мода

В старину в каждой губернии была собственная мода на головные уборы и аксессуары. Поэтому хватало одного взгляда на барышню, чтобы понять, откуда она приехала. Также головной убор «рассказывал» о семейном положении женщины. Использовали его и для того, чтобы продемонстрировать уровень достатка в семье. Состоятельные дамы предпочитали декорировать его мехом или дорогостоящей материей.

Замужним девушкам запрещалось покидать пределы дома с непокрытой головой. Большим грехом считалось, если на глаза посторонним попадалась хотя бы одна прядь. Люди верили, что за подобный проступок домовой способен утащить барышню на чердак. А разгневанные боги могли наказать опростоволосившуюся даму неурожаем или серьезной болезнью.

Если девушка осталась с непокрытой головой не по своей вине (например, убор сорван в процессе ссоры), то можно было подать в суд на обидчика и потребовать возмещение ущерба. Поэтому славянские красавицы никогда не ходили с распущенными волосами, заплетая косы.

После замужества девушки надевали головной убор со

После замужества девушки надевали головной убор сорока. В девятнадцатом веке его носили не только крестьянки, но и представители дворянства. Головной убор по внешнему виду был близок к скифским калафам. Он характеризовался насыщенными красками, большими наушниками и замысловатой вышивкой.

Впервые сороку надевали в день бракосочетания или после брачной ночи. Процесс проходил в торжественной обстановке, это был целый ритуал. Пожилые дамы заплетали молодухе две косы и укладывали их в форме венка. Затем водружали на голову сороку.

В течение жизни девушка несколько раз меняла убор. Один носила в первый год супружества, после появления на свет ребёнка надевала другую модель. Затем сороку меняли после рождения четвертого и пятого малыша.

Порой головной убор был самым дорогим элементом женского гардероба. Сороку-золотоломку разрешалось надевать только в праздники. Высокая цена за убор сыграла с ним злую шутку до наших дней не сохранилось практически ни одного экземпляра. Дорогостоящую вещь скупали и уничтожали, используя для выплавки драгоценных металлов. Вернуться к оглавлению 

Сшить сороку своими руками

Современные девушки, решившие пощеголять в старинном головном уборе, должны заранее подготовить:

  • нитки;
  • иголку;
  • ленточки;
  • пайетки;
  • тесьму;
  • ножницы;
  • швейную машинку;
  • сантиметр.

Процесс пошива сороки проходит в несколько этапов:

Процесс пошива сороки проходит в несколько этапов:

  • Отрежьте кусок материи шириной двадцать сантиметров. Длина должна соответствовать окружности головы.
  • На 10 см из 20 нашейте декоративные элементы: тесьму, бисер, ленточки.
  • Сложите материю пополам и прострочите сгиб. Не забудьте оставить внизу два сантиметра для подшивания.
  • Вырежьте еще один кусок ткани, размером 50*70 см.
  • Найдите середину отреза и с помощью ножниц сделайте закругление вверху.
  • Низ декорируйте бисером, кисточками.
  • Уголки куска ткани можно оставить ровными либо слегка закруглить.
  • Нижняя часть обреза от центра длины обшивается косой бейкой.
  • Верх обрабатывают двойной строчкой.
  • Затем потяните концы нитей, это поможет сделать красивую сборку.
Далее потребуется сложить очелье и сборку, но не сшивать их. Переверните полученную «конструкцию» наизнанку и приложите картон размером тридцать на семь сантиметров.

Вставьте в очелье ленту или кусок материи, предварительно обметанный. Место для картонного каркаса обязательно прострочите, иначе он будет постоянно съезжать в сторону.

Обработайте оставшиеся швы. Все! Сорока готова.

Теги

Adblock
detector