Становление правового государства в России

Реализация правового государства в Российской Федерации

Исходя из предложенного определения правового государства следует выделить следующие принципы правового государства:

  • Обеспечение свобод и прав человека и гражданина,
  • Создание правового ограничения.

Первый принцип находит отражение в статье 2 Верховного закона страны: человек и его права являются высшей ценностью. Назначение правового государства состоит в предоставлении человеку возможность всесторонне развиваться. И права человека будут являться первичными и основополагающими.

Готовые работы на аналогичную тему

Курсовая работа Становление правового государства в России 450 ₽ Реферат Становление правового государства в России 280 ₽ Контрольная работа Становление правового государства в России 200 ₽

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Второй принцип воплощается благодаря следующим способам:

  • Особое место принадлежит конституционализму. Он является стабилизатором, который позволяет предсказывать результаты политики государства. Исходным является признание приоритетности правовых принципов. Закон выступает обязательным условием для нормальной жизнедеятельности общества.
  • Реальное осуществление первого принципа, то есть ограничение власти государства путем реализации прав и свобод человека и гражданина. Государство само себя не может ограничить, следовательно, благодаря праву и происходит указанное ограничение.
  • Правовое государство обязательно базируется на разделении властей, что выражено в правовой, политической и социальной сферах.

Система сдержек и противовесов является совокупностью ограничений государственной власти (судебной, исполнительной и законодательной).

Видео

Исторические предпосылки развития правовой государственности в России

Несмотря на всю критику первых шагов советского государства, следует отметить попытки утверждения законности как принципа государственной деятельности, которая развивалась наряду с другими государственными институтами, выражала органическую связь права, государства и демократии в тех сложных условиях, поскольку государственность немыслима без законности. Ввиду отсутствия развитой системы законодательства революционные суды активно руководствовались правосознанием. Нельзя не отметить низкую общую правовую культуру правоприменителей, нигилистическое отношение к праву в целом. Бытовало мнение, что правотворческая деятельность не требует специальной профессиональной подготовки.

Тем не менее, именно в этот период, при жизни Ленина, последовательно формировались правовые основы советского государства. В начале 1920-х годов были приняты первые юридические кодексы. Возрастала роль суда и адвокатуры, упразднялись или преобразовывались чрезвычайные органы, сужалась сфера государственного принуждения. Создается прокуратура, основной целью которой становится надзор за законностью деятельности органов государственной власти. Ведется активный поиск эффективных правовых форм регулирования политических и социально-экономических процессов. В ноябре 1918 г. VI Чрезвычайный Всероссийский съезд Советов принимает резолюцию «О точном соблюдении законов».

В этой связи уместно отметить, что уже в 1920-е гг. ставился вопрос о применимости концепции правового государства к советскому государству. Так, А. Малицкий утверждал, что Советская республика является правовым государством, осуществляющим свою деятельность в условиях правового режима. Однако вывод был поспешным, поскольку в дальнейшем официальное отношение к доктрине правового государства было сформулировано в докладе Л.М. Кагановича по случаю 12-й годовщины Советской власти, с которым он выступил в Институте советского строительства и права при Коммунистической академии: «. Мы отвергаем понятие правового государства даже для буржуазного государства… Понятие «правовое государство» придумано буржуазными учеными для того, чтобы скрыть классовую природу буржуазного государства… Конечно, все это не исключает права. У нас есть законы. … Но наши законы определяются целесообразностью в каждый данный момент».

Однако даже Ленин не отвергал роль права и закона в жизни общества. И говоря о диктатуре пролетариата, он предполагал ее обязательные созидательные и демократические функции.

Надо сказать, что в 1930-е годы ряд правоведов отстаивали ленинское наследие права, но говорить о правовом государстве в те годы было невозможно даже с натяжкой. Тем более что в те годы официальная доктрина по проблемам становления социализма предполагала, что для построения социализма вполне допустимо не только государственное принуждение, но и беззаконие, массовые репрессии.

Такая практика имела трагические последствия для сотен тысяч людей, пагубно отразилась на социально-экономическом развитии страны, утвердила пренебрежение к законности и человеческой жизни. А проблема правового государства на долгие годы сошла со страниц теоретических исследований. Она считалась буржуазно-либеральным понятием, призванным завуалировать классовую сущность буржуазного государства, хотя многие принципиальные положения, составляющие сущность правового государства, активно изучались в рамках проблем, посвященных законности, правопорядку.

В «постперестроечное» время перед российскими теоретиками и практиками встала конкретная задача сформулировать более четкое концептуальное понимание правового государства, поскольку его функционирование нельзя сводить только к обеспечению законности и правопорядка.

Основные характеристики правового государства

Выделяют несколько основных принципов правового государства:

  • верховенство закона на всей территории страны;

  • соблюдение принципа разделения властей;

  • взаимная ответственность личности и государства;

  • гарантии прав и свобод личности.

Разберем каждый из этих принципов более подробно.

Верховенство закона на всей территории страны

Требования закона распространяются на всех субъектов правоотношений в равной степени. То есть все органы государства и должностные лица, все граждане и социальные институты подчиняются государственным законам.

Наивысший закон — конституция, в ней закреплены основные права, свободы и обязанности граждан страны. Все остальные законы и правовые акты должны ей соответствовать.

Принципы верховенства закона:

  1. Перед законом несут равную ответственность органы государственной власти, должностные лица и граждане.

  2. Законы должны быть стабильными, ясными, вовремя оглашенными, применяться в равной мере ко всем членам общества, защищать основные права и свободы, безопасность и имущество граждан.

  3. Процесс принятия и исполнения законов должен быть справедливым, доступным и эффективным.

  4. Правосудие должно осуществляться своевременно и достаточным количеством независимых, компетентных и беспристрастных представителей, имеющих необходимые ресурсы и отражающих состав общества, которому они служат.

Соблюдение принципа разделения властей

Государственная власть разделяется на независимые друг от друга политические институты, у которых есть свои права и обязанности в определенной отрасли власти, а также своя система сдержек и противовесов. Таких ветвей власти — три:

  • законодательная,

  • исполнительная,

  • судебная.

Ветви власти не зависят друг от друга в рамках компетенции. Ни одна из них не должна сочетать в себе все полномочия по управлению государством.

Принцип разделения властей позволяет контролировать законность деятельности парламента, правительства и судебных инстанций. С помощью системы сдержек и противовесов законодательная и исполнительная ветви власти ограничивают друг друга и не позволяют выходить за рамки законных полномочий. Судебные органы контролируют соответствие принимаемых нормативно-правовых актов положениям конституции страны.

Разделение нужно, чтобы власть не концентрировалась в одних руках. Если разделения властей нет, это может привести к злоупотреблению политической силой — диктатуре, деспотизму, насилию, подавлению прав и свобод человека.

Соблюдение принципа разделения властей — основа правового государства, а также неотъемлемая часть демократического режима политической власти в любом правовом государстве.

Взаимная ответственность личности и государства

Граждане и властные структуры должны строго исполнять обязанности, которые возложены на них законом. Суть этого признака в том, что у каждой стороны правовых отношений есть как права, так и обязанности. Государство не только контролирует, насколько граждане законопослушны, но и само несет ответственность перед обществом за свою деятельность.

От каждого гражданина требуется соблюдение правовых предписаний и исполнение его обязанностей перед государством и обществом. Государство вправе требовать от него действия, которые установлены законом, и принуждать к ним — в рамках установленных норм.

При нарушении законодательства в действие приводятся механизмы, которые отвечают за соблюдение правопорядка, и наступает ряд последствий, который предусмотрен нормами права. Правовое государство должно, со своей стороны, исполнять обязанности по защите гражданских прав и свобод, неприкосновенности личности и имущества, обеспечивать общественную безопасность.

Принцип взаимной ответственности государства и личности проявляется

  • в установлении государством законодательных ограничений своей активности по отношению к личности;

  • в принятии государством конкретных обязательств, которые направлены на обеспечение интересов граждан;

  • в наличии реальной ответственности должностных лиц за неисполнение их обязанностей перед обществом и личностью.

Свобода личности при этом не может быть безграничной, так как она ограничена и регламентирована правом, интересами и правами других лиц.

Гарантии прав и свобод личности

Этот принцип означает, что интересы каждого конкретного гражданина занимают ведущее место в системе приоритетов общества.

В первую очередь речь идет о праве на свободу и независимость личности. Она означает признание гражданина свободным в выборе вида деятельности, территории для проживания, обустройства своей жизни. Свобода ограничивается самими гражданами, чтобы не ущемлять интересы других людей.

Принцип равенства всех жителей страны перед судом и законом позволяет гарантировать защиту интересов каждой личности, группы или организации, не причиняя при этом вреда или неудобства остальным членам общества. В правовом государстве должны быть созданы все условия, которые не ограничивают права человека: право на получение образования, право на получение квалифицированной медицинской помощи, обеспечение социальных слоев населения с низким уровнем жизни.

Становление и развитие идеи правового государства

С древнейших времен человечество искало оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеале интересы личности должны стоять на первом месте, а благо народа должно быть высшим законом для государства. Однако практика не всегда достигала столь высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких стремлениях — выгоде для государства, определенных слоев, наделенных государственной властью. Еще Аристотель различал два вида правления, один из которых был направлен на благо правителя, а другой — подданных и общества.

Ведь государство, как и любой другой социальный институт, может быть использовано по-разному, в разных целях. Оно может служить определенным политическим группам, элитам, партиям, классам и т.д., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае она выступает как «хозяин», во втором — как «слуга». Термин «слуга» используется не для того, чтобы «унизить» институт государственности, а для того, чтобы показать его служебное положение, поскольку, в конечном счете, этот институт существует не ради себя (не государство ради государства), а ради общества, для создания благоприятных условий для развития личности. Государство, как и любое явление, способно привносить в жизнь не только плюсы (положительные результаты: порядок, гарантированные права и свободы человека и гражданина, безопасность и т.д.), но и минусы (отрицательные последствия: бюрократия, произвол, злоупотребление властью, коррупция, террор и т.д.).

С появлением государства значительная часть людей стала недовольна тем, что этот социальный институт не всегда используется в интересах общества, что его сила, энергия и власть используются не для общего блага, а в корыстных целях узкого круга лиц, групп и классов. В таких ситуациях государство из «слуги» общества превращалось в «господина», навязывая свою волю большинству, подавляя его, творя произвол.

Любая власть, и в первую очередь государственная, не знает своих границ, всегда стремится к неограниченному расширению властного пространства, что приводит, как правило, к ущемлению интересов личности. «Каждый человек, — по словам Рассела, — по своей природе наделен двумя родственными, но не идентичными страстями — стремлением к власти и стремлением к славе. Обе страсти ненасытны и безграничны».

Как быть? Что противопоставить такой страсти и такой склонности к неограниченной экспансии? Чем можно упорядочить, ограничить государственную власть? Люди все чаще стали задумываться над такими вопросами: как сделать так, чтобы государство не превратилось из «слуги» в «господина», как и с помощью чего направить его энергию, силу, власть на общее благо, какое противоядие можно использовать для минимизации произвола и различных злоупотреблений?

На эти вопросы существует множество ответов — широкая амплитуда мнений. Некоторые мыслители считают, что в принципе ничего нельзя противопоставить такой страсти. Например, Л.Н. Толстой писал: «Сколько ни изобретали средств лишить людей, стоящих у власти, возможности подчинять общие интересы своим, или передать власть только людям непогрешимым, до сих пор не найдено средств добиться ни того, ни другого…».

Другие ученые исходят из того, что государственная власть вообще не должна быть ограничена. Такие идеи характерны для статистов (этатизм — от фр. etat — государство), всячески превозносящих государство над правом, отвергающих возможность жесткой регламентации государственной власти законом, в результате чего, как показывает практика, политика выходит за рамки рационального взаимодействия с экономикой и другими социальными системами, организующими жизнедеятельность, происходит национализация социальной сферы.

Вопросы для самопроверки

  1. Как называется признак правового государства, который объявляет права и свободы человека высшей ценностью?

  2. Является ли развитая система правоохранительных органов признаком правового государства?

  3. Статья 13 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается политическое многообразие, многопартийность». Какой принцип организации власти в правовом государстве здесь зафиксирован?

  4. К каким последствиям может привести несоблюдение принципа разделения властей в государстве?

  5. Что означает взаимная ответственность личности и государства?

Если вы не знаете ответа на какой-то из вопросов, вернитесь к содержанию статьи — все ответы в ней уже есть.

Теги

Adblock
detector