Территориальное общественное самоуправление (ТОС)

История

Период СССР

В СССР функции общественного самоуправления до декабря 1991 года осуществляли общие собрание жителей села, сельские комитеты и сельские товарищеские суды в сельских населённых пунктах (сёлах не имевших советов народных депутатов, деревнях, посёлках не являвшихся рабочими посёлками и хуторах), общие собрания жителей улицы, уличные комитеты и уличные товарищеские суды в рамках улицы имеющих частные дома, общие собрания жильцов квартала, квартальные комитеты, квартальные товарищеские суды в рамках квартала имеющего частные дома, общие собрания жильцов дома, домовые комитеты, домовые товарищеские суды и домовые добровольные народные дружины в рамках нескольких многоквартирных государственных домов обслуживаемых одной Жилищно-эксплуатационной конторой (ЖЭК). Деятельность их носила массовый характер. К 1985 году в стране функционировало 652,7 тыс. уличных, квартальных, домовых, сельских и поселковых комитетов с числом участников 3 382 тыс. человек.[10]. Кроме того в советский период существовало производственное общественное самоуправление в лице общих собраний трудовых коллективов, советов трудовых коллективов, группы народного контроля предприятий и учреждений, товарищеские суды предприятий и учреждений, добровольные народные дружины предприятий и учреждений. Законодательное признание ТОС, как части системы местного самоуправления, получило только с принятием Закона СССР от 09.04.1990 г. «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР».

Самоуправление в Крыму и Севастополе

На территории республики Крым и города Севастополь к 2016 году функции местного самоуправления выполняли комитеты самоорганизации населения.

Формы и объединения органов ТОС

ТОС, как все органы власти являются некоммерческими  организациями, но наделёнными экономическими  правами, регистрируются  в налоговой  инспекции. Первую  регистрацию ТОС проходит в местном органе (Администрация, Мэрия. Прописано в Уставе Администрации, Мэрии). Вторая регистрация — в Налоговой инспекции — Необходима для получения статуса юридического лица — Для получения ежегодного финансирования. Налоги и сборы на территории ТОС имеет право устанавливать только население. ТОС имеет геральдическую печать власти.

В этом случае, жители  сами  распоряжаются  собранными  средствами  и имеют  право  на  бюджетное  финансирование  обоснованных  расходов по  ремонту  и  эксплуатации  своего  жилья. Они  также вправе заключать с любой понравившейся Управляющей компанией  договор на обоюдовыгодных условиях или расторгать его при условии невыполнения возложенных на неё ТОСом функций.

Органы ТОС могут, что не желательно, зарегистрироваться как социально ориентированные некоммерческие организации (СО НКО). В этом случае ТОС подлежит регистрации в Министерстве Юстиции Российской Федерации, открывает свой расчетный счет в банке и создаёт печать. ТОС в статусе юридического по сравнению с ТОС без статуса юридического лица приобретает большую ответственность, но и некоторые преимущества. В качестве ответственности у ТОС появляется отчетность в обязательные внебюджетные фонды — это инспекция федеральной налоговой службы, пенсионный фонд Российской Федерации, фонд социального страхования и Министерство Юстиции. Преимущества, которые появляются у ТОС, сомнительные — это различные конкурсы на получение грантов для НКО муниципальных, региональных, федеральных и международных уровней. Они не обеспечивают развития территорий, которое требуется для жизнеобеспечения населения на территории ТОС.

Существуют и различные профессиональные формы объединения территориальных общественных самоуправлений, такие как Советы ТОС, Ассоциации ТОС, Комитеты ТОС и др. Такие объединения создаются в помощь территориальным общественным самоуправлениям. Один из наиболее удачных примеров объединения ТОС — это Ассоциация органов территориального общественного самоуправления Республики Коми (АТОС РК). Ассоциация органов ТОС Республики Коми была учреждена в июне 2013 года региональными органами ТОС образованными в статусе юридического лица в форме НКО. Практика показывает, такие органы формальны и в длительном периоде нежизнеспособны.

Видео

Органы территориального общественного самоуправления

Еще одной формой организации территориального общественного управления является создание и учреждение определенных органов. Действуют данные органы на основании устава ТОС.

Органами ТОС являются:

  1. председатель ТОС (староста);
  2. исполнительно-распорядительные органы;
  3. общественные комиссии;
  4. контрольно – ревизионные комиссии.

К полномочиям органов ТОС относятся: 

  1. представление интересов граждан, проживающих на определенной территории;
  2. способствование осуществлению решений, которые были приняты на собраниях, конференциях граждан;
  3. исполнение деятельности, связанной с благоустройством территорий или за счет проживающих на данной территории граждан или на основании договора между органами ТОС и органами местного самоуправление с использованием местных бюджетных денежных средств;
  4. внесение в органы местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов. 

Для чего создается

Цели, признаки и задачи создания ТОС следующие:

  • Выявление интересов людей, которые проживают на курируемом участке
  • Обеспечение выполнения утвержденных на собраниях решений 
  • Вынесение проектов и предложений на обсуждение в органы местного самоуправления  

ТОС по праву считается отличным методом, позволяющим улучшить уровень жизни людей, которые проживают на подконтрольной территории. При помощи самоуправления происходит сплочение различных элементов общества. Кроме того, подобная деятельность благоприятно сказывается на активности граждан, приживающих на территории микрорайона.

Организация ТОС позволяет ускорить реализацию существующих идей. Все граждане могут высказывать свои пожелания, способствующие совершенствованию текущего состояния дел. Изменения внедряются гораздо быстрее, поскольку большая группа лиц заинтересована в этом. С ЖЭУ быстрые изменения организовать более проблематично.

Как создать территориальное общественное самоуправление

Для создания требуется:

  • Зарегистрировать деятельность ТОС как юридического лица 
  • Зарегистрировать функционирование некоммерческой организации, которая будет соответствовать законодательной базе России  

Следует учесть, что на содержание юридического лица требуются расходы. Чтобы организация в рамках нормативных законодательных актов, необходимо выполнить ряд действий.

1. Сбор граждан на предварительное собрание.

Он проводится с гражданами, на территории проживания которых будет проведена организация территориального общественного самоуправления. На собрании необходимо:

  • Выбрать председателя ТОС и его секретаря
  • Донести информацию до населения о нормах территориального общественного самоуправления в данном образовании
  • Выбрать группу активистов, в чью компетенцию будет входить проведение действий, необходимых для организации и оформления деятельности

2. Согласование организационных вопросов с администрацией города. Выбранная группа активистов отправляется в администрацию, чтобы:

  • Согласовать формирование
  • Получить схемы развития территории
  • Уточнить какие программы развития вверенной территории включены в бюджет города

3. Подача заявления в городскую думу

Группа активистов подает заявление об установлении пределов образованного ТОС в городскую думу. Обязательно требуется учесть перечисленные ниже факторы:

  • Территория ТОС не имеет права быть больше, чем площадь, которая относится к данному муниципальному образованию 
  • Территория должна быть единым целым, без ее разделения объектами, не вошедшими в ТОС  

Для установления границ инициативная группа должна подать заявление установленного образца. В нем должны присутствовать:

  • Фамилии, имена и отчества жильцов, изъявивших желание создать ТОС
  • Адрес регистрации каждого подписавшегося в заявлении 
  • Паспортные данные этих граждан  

Заявление, выражающее желание жителей на создание территориального общественного самоуправления. Кроме заявления необходимо подать пакет документов, заранее согласованных с администрацией. В нем определяются:

  • границы предполагаемого управления 
  • схему территории 
  • численность населения старше 16 лет, зарегистрированного на выбранном участке  

В данной статье разобрано зачем нужен ТОС. Очевидно, что образование представляет собой весьма эффективный метод организации управления, является альтернативой привычным ЖЭК и ЖЭУ в части взаимодействия с  властями и развития территории.

Теги

местного самоуправления вобщественное самоуправление общественным самоуправлением понимаетсяобщественное самоуправление осуществляетсяобщественного самоуправления.общественное самоуправление можеторганизации местного самоуправлениявопросам местного значения.органом местного самоуправленияорганами местного самоуправленияорганы местного самоуправления27. Территориальное общественноеПод территориальным общественнымосуществляется территориальное общественное2. Территориальное общественноеорганов территориального общественного3. Территориальное общественноеТерриториальное общественное самоуправлениетерриториальным общественным самоуправлениемТерриториальное общественное самоуправлениетерриториального общественного самоуправления.Территориальное общественное самоуправление

Adblock
detector