Урок русского языка "Описание состояния человека"

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(Развитие речи, 7 класс, программа М. М. Разумовской; изучение нового материала)

Тема: «Описание состояния человека»

Цели: 

  1. Познакомиться с новой разновидностью описания – описание состояния человека.
  2. Обобщение знаний, полученные при изучении типов речи – описание.
  3. Формирование умений выделять типовые фрагменты со значением состояния лица.
  4. Совершенствование навыков исследовательской работы с текстом, умения анализировать фрагменты текста, содержащие состояние героев.

Ход урока

1. Орг. Момент.

Приветствие.

2. Введение в тему (по учебнику под ред. В. Бабайцева упражнение № 475, стр. 120 – текст проецируется).

– Посмотрите на экран. Здесь вы видите стихотворение С. Острового «Взаимность». Определите тему и главную мысль этого стихотворения. Подумайте, почему оно так называется? (тема – связь человека  с миром природы; главная мысль – человек является частью природы, поэтому он должен относиться к ней с состраданием и пониманием; человек, все животные и птицы одинаково дороги матери-природе, они все взаимосвязаны, поэтому забота друг о друге должна быть взаимной).

Взаимность.Если из гнезда упала птица –Мне не спиться.Если где-то умер зверь в берлоге –Я в тревоге.Если раздавлю зерно невольно –Мне больно.Если ствол рвануло бесшабашно –Мне страшно.Им бы жить да жить на белом свете –Я в ответе.Я ведь тоже ими – как ни мерьте –Защищен от смерти.

– Можете ли вы предположить, какова тема сегодняшнего разговора? (описание состояния человека).

2. Тренировочные упражнения. 

– Назовите, какие разновидности описаний вы знаете? (описание состояния среды, описание места, описание предмета).

– Очень важно правильно строить текст. Для этого необходимо владеть умением составлять типовые схемы, по которым строятся те или иные типы речи. Какой вид описания строится по такой схеме (схемы проецируются на экран):

  1. “Данное” (Кто? Что?) – предмет – “Новое” (Какой?) – признак (Описание предмета).
  2. “Данное” (Где?) – место – “Новое” (Что?) – предмет (Описание места).

3. Актуализация знаний. 

Упражнение № 489. Вдумайтесь в содержание текста. Найдите указания на то, что предшествовало описанию, чем вызвано это состояние.

Я кивнул головой. Не знаю отчего, но эти планы на весну меня почему-то совсем не радовали. Мне было грустно, и все казалось, что сам Петр Иванович не очень верит в то, что все это сбудется… Поэтому я от всей души обрадовался, когда хлопнула входная дверь и в комнату вошла мама. (Г. Скребницкий.) 

– По аналогии со схемами описания предмета, места составьте схему описания состояния человека. (за удачно выполненную схему отметка “5”).

“Данное” (Кто? Что?) – лицо – “Новое” (Каково состояние?) – состояние лица 

Итак, состояние лица может быть выражено глаголом, часто в безличной форме, причастием, прилагательным в кратких формах, существительным, целыми фразеологическими оборотами и словами категории состояния. Что это за слова? (они похожи на наречия и пишутся также, но в предложении являются сказуемыми и не относятся к глаголу).

– Сейчас мы потренируемся в составлении предложений с описанием состояния человека. Ваша задача, составить предложения, подобрав синонимичные конструкции к данным выражениям. Старайтесь использовать как можно более разнообразные конструкции.

Она грустит. Им весело. Я не здоров. У нее тоска. Я простужен.

4. Словарная работа (объяснительный диктант).

        Ребята поднимались по крутому склону горы, сплошь усеянному камнями. «Мне жарко!» – заныл маленький Никита. Саша оглянулся на него, молча вздохнул, но не остановился. Малыш видимо смирился, что никто его не слушает, и, посапывая, продолжил путь. Все трое братьев, тяжело дыша, упорно шли вперед, торопясь засветло добраться до лагеря.

(объясняем орфограммы, пунктограммы, условия выбора; доказываем, что все подчеркнутые слова, кроме жарко являются наречиями; текст проецируется на экране, ребята сверяются и исправляют ошибки, которые не были исправлены в ходе проверки).

Найдите в тексте описание состояния лица. Чем выражено данное и новое?

Обратимся к упражнению № 487 (по заданию). (задача – научиться членить предложения на данное и новое).

– Подведем итоги. Посмотрите, пожалуйста, на тему урока, скажите, насколько важно уметь определять состояние человека и насколько важно уметь рассказывать об этом (Очень важно, так как это помогает в общении людей, в понимании их).

Где чаще мы можем встретиться с описание состояния человека:

  1. художественный текст;
  2. в разговоре;
  3. в личном дневнике.

5. Домашнее задание: 

– Дома вы будете сами составлять описание состояния человека с учетом всего того, на что обращали внимание на уроке. Упражнение 491 (продолжить текст, введя описание состояние человека).

Использование презентации на уроке позволило существенно облегчить проверку объяснительного диктанта. Кроме того через презентацию ребята познакомились со стихотворением С. Острового. Обеспечить всех раздаточным материалом не получилось по техническим причинам, поэтому наличие в кабинете проектора буквально спасло ситуацию. К тому же работа с проектором привлекает внимание детей, т. к. они не часто с ним сталкиваются на уроках русского языка, это способствует более активной, сознательной работе класса.

        В целом, урок был достаточно удачным, задачи были выполнены, цели достигнуты.

И

Изумление — очень большое удивление, состояние пораженности чем-то неожиданным, необычным. Проявления во многом совпадают с проявлениями удивления.

Интерес — повышенное внимание, душевное влечение, умственная тяга и повышенный жизненный тонус. Интерес это врожденная эмоция.

Ирония – это отношение к чему-либо в результате которого, противопоставляется положительное отрицательному, идеал — действительности, возвышенное — смешному. Ирония разит несовершенства мира с позиций возвышающегося над ними идеала. В чистом виде ирония предполагает, что человек чувствует свое превосходство над предметом, вызывающим у него ироническое отношение.

Испуг — психическое состояние, возникающее в качестве реакции на неожиданную опасность, застигшую человека врасплох. Сильное душевное потрясение, вызванное восприятием чего-либо неожиданного. Иногда, вследствие особенно сильного воздействия на нервную систему, влечет за собой разные поражения (напр. продолжительную тахикардию с 135 пульсовыми ударами в минуту), которые всегда должны быть сведены к глубоким расстройствам нервной системы.

Настроения

Настроение – достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов. По эмоциональному тону может быть ровным, пониженным, повышенным, тревожным и др.

НетерпениеНедостаток, отсутствие терпения в ожидании чего-либо
Грустное настроение
СкукаПассивное психическое состояние, характеризующееся снижением активности, отсутствием интереса к какой-либо деятельности, окружающему миру и другим людямСопровождается раздражительностью + беспокойством
ПечальСостояние душевной горечи. Чувство грусти + скорби
СкорбьКрайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение утраты
Подавленность (дистемия)Это хроническая депрессия, расстройство настроения с теми же когнитивными и физическими проблемами, как и депрессия, но менее тяжёлое и более продолжительноеУныние + печаль
Усталость (Утомление)Физиологическое и психологическое состояние человека, которое является следствием напряжённой или длительной работы. Субъективно утомление может ощущаться как усталость. Утомление проявляет себя во временном снижении работоспособности.
ХолодностьОтсутствие пылкости, страстности, душевной теплоты
Безучастность (Равнодушие, Безразличие)Отсутствие участия, интереса к кому-либо или к чему-либо;

События

Смирение — это трезвое видение самого себя. Смирен

Смирениеэто трезвое видение самого себя. Смирение, можно условно разделить на три категории (для удобства восприятия), но по сути — это одно качество в трех различных проявлениях

Смирение по отношению к Богу — это видение своих грехов, надежда только на Божие милосердие, но не на собственные заслуги, любовь к Нему, соединенная с безропотным перенесением жизненных невзгод и трудностей

Смирение по отношению к другим людям — отсутствие гнева и раздражения даже на тех, кто, казалось бы, вполне заслуживает этого

Смирение по отношению к самому себе — человек, обладающий смирением по отношению к самому себе, не смотрит за недостатками других, зато прекрасно видит собственные. Более того, в любом конфликте, если он действительно виноват, он винит только себя, и на любое справедливое обвинение или даже оскорбление, вызванное его действием (бездействием), в свой адрес, такой человек готов произнести искреннее: «прости».

Я

Ярость — сильный, бурно проявляющийся гнев, неистовство, порыв сильной страсти с агрессивным поведением, крайняя форма проявления гнева. Активное противостояние тому, что считаем злом, желание сражаться, биться за свою идею, права, свободу, независимость или другие ценности. Человек, находящийся в состоянии Ярости, практически не контролирует свои действия в конфликте.

Теги

poisk-ludei.ru