Уровни и формы общественного сознания

Трактовка понятия

Сознанием общества принято называть некую общую массу идей, включая взгляды, позиции, оценки. Они характеризуют социум в глобальном смысле бытия. Основополагающая – сознание отдельных людей в пределах изучаемой группы лиц. При этом ОС не действует как совокупность «самостоятельных» людских взглядов и позиций.

Отвечает за синтез всех «точек зрения», суждений/оценок, которые характеризуются сознанием членов общества, в котором живут индивиды.

Формирование происходило вместе с развитием/становления бытия. Основная суть – осмысление жизни социума с одновременными творческими корректировками, преобразованиями.

Первоначально при становлении «групповых объединений» бытие сильно влияло на ОС. После влияние переросло в посредственное – при помощи разнообразных институтов (религиозных, государственных, юридических). Вследствие уже сознание начало влиять на бытие. Это привело к его тотальной перестройке в мире.

Феномен включает в себя духовность, задействованную в культуре/духовности. Состоит из сознаний отдельных граждан, но не может выражать позицию одного конкретного человека ни при каких обстоятельствах.

Видео

Уровни общественного сознания

В состав общественного сознания входят идеи, настроения, духовные ценности, знания, нормы и принципы, на которых выстраивается деятельность по самопознанию социумом самого себя. Как отдельный человек, так и общество нуждается в самопознании, необходимом для выстраивания гармоничных и бесконфликтных отношений внутри него. Схемы подобных общественных компромиссов вырабатываются на протяжении десятилетий и даже столетий, на них влияет как мифология и обыденные представления людей об окружающем мире, так и научно построенные философские теории и концепции. Отталкиваясь от глубины воспроизводимого в общественном мышлении общественного бытия, выделяют обыденный и теоретический уровни общественного сознания.

Обыденный уровень

Обыденный уровень состоит из знаний, представлений и оценок, сформированных людьми спонтанно, в процессе их повседневной жизнедеятельности и общения, этот уровень достаточно поверхностен и повседневен. Наиболее распространенной формой его выражения стало устное народное творчество, в особенности — различные поговорки и пословицы, которыми богат народный фольклор.

Еще одной очень распространенной формой выражения общественного мышления на обыденном уровне стала мифология. В мифах описывались все стороны человеческой жизни, и по своей сути любой миф представляет собой не разъяснение чего-либо, а повествование, своеобразный рассказ. Поскольку люди не могли объяснить многочисленные неурядицы, происходящие вокруг них с научной точки зрения, при объяснении текущих событий они ссылались либо на действие неподконтрольных им скрытых сил, либо на проявление судьбы.

Теоретический уровень

Теоретический уровень общественного сознания объединяет в себе широкий пласт собранных на протяжении истории человечества знаний о социуме и происходящих внутри него процессах. Первые попытки осмыслить и объяснить эти процессы с научной точки зрения можно встретить в работах древних философов и в ряде религиозных текстов. Следующим шагом в данном направлении стало появление в позапрошлом столетии социологии — науки, занимающейся изучением общества. В наши дни существует уже целая научная отрасль, названная обществознанием, в состав которой входит перечень дисциплин, достаточно полно и досконально изучающих самые различные стороны жизни и функционирования социума — в частности, политическую, экономическую, культурную, правовую, религиозную и иные сферы общественного бытия.

Еще одной разновидностью теоретического познания и осознания общества является идеология. Идеология рассматривает все происходящие внутри социума события с точки зрения определенных принципов и идей, выражающих ценности политического, классового или религиозного характера. Этот факт вызывает у многих людей определенную неприязнь к идеологии, которую нередко называют искаженным общественным сознанием.

Уровни общественного сознания

Мышление включает в себя идеи, ценности, знания, нормы, волнения, настроения. Сюда относится духовный аспект. За счет них осуществляется деятельность по самопознанию обществом самих себя.Так, отдельная личность и общество нуждается в собственном изучении. Это важно для гармоничных и бесконфликтных отношений.

Компромиссы, их схемы вырабатываются не один год. Иногда процесс отнимает десятки, сотни лет. Влияние на оные оказывают мифы, обыденные представления народа о жизни, философия, окружающий мир. Выделяются разные уровни сознания. Варьируются в зависимости от «глубины мыслей». Каждый имеет собственные нюансы и особенности.

Обыденный

Обыденный

Сюда включают мифологию и легенды. В них принято описывать обыденные жизненные аспекты без каких-либо разъяснений. Это помогает объяснить всевозможные жизненные неурядицы, которые появлялись вследствие непонятных сил или судьбоносного влияния.

Теоретический

Объединение широкого пласта собранных за все время существования человечества знаний о социуме и происходящего внутри него. Первые попытки разъяснить оные прослеживаются в работах первых философов. Они старались обосновать их с научной точки зрения. Сюда включают религиозные тексты и писания.

Далее в позапрошлом столетии появилась так называемая социология. Это наука об обществе. Сейчас она разрослась до целой отрасли, включающей в себя всевозможные дисциплины, позволяющие наиболее полно и развернуто судить о людях и их группах. Например, политику, экономику, культуру, права и религию.

Идеология показывает происходящее внутри общественности с точки зрения конкретных принципов, отвечающих за ценности политики, классов, а также религии. Из-за этого нередко возникает неприязнь к идеологическим движениям. Так появляется искаженное мышление общественности.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Общественное мышление нельзя рассматривать как простую совокупность индивидуальных мышлений.

Определение

Индивидуальное сознание — это внутренний духовный мир личности, включающий мировосприятие, знания, ценности, мировоззренческие установки. Оно отражается через призму конкретных условий жизни и деятельности индивида и характеризуется высокой степенью субъективизма.

Индивидуальное мышление ограниченно и конечно, оно заканчивается со смертью человека, хотя отдельные результаты его деятельности могут продолжать жить — например, литературные и музыкальные произведения.

Общественное мышление выступает в роли «коллективной памяти». Оно характеризуется:

  • разносторонностью;
  • всеобъемлющим характером;
  • высокой степенью обобщений;
  • аккумулятивностью — вбиранием и сохранением наилучших достижений индивидуальных мышлений.

Индивидуальное и коллективное мышление находятся в неразрывной взаимосвязи. Но они соотносятся не как частное и общее, а как единое целое. По мере того как человек проходит все этапы социализации и становится личностью, он усваивает духовный опыт, накопленный предыдущими поколениями.

По Гегелю индивидуальное сознание — это сокращенный, сжатый по времени и объему вариант родового (коллективного) сознания. Общественное адаптируется человеком с помощью избирательной способности мышления и определяет специфику его личного бытия.

Религиозное сознание как форма общественного сознания

Определение 2

Религиозное сознание – это совокупность взглядов, воззрений, мнений, которые базируются на вере в Бога, в Его всемогущую силу и в отражающих общественное бытие как творение высшей сущности, призванное существовать по намерениям Бога, которые приходят к людям в качестве Божественного откровения.

Социальные предпосылки для религиозного сознания зарождаются в бессилии людей, их неспособности регулировать законы природы и их собственными отношениями. Иначе говоря, в основе религии лежат страхи человека перед природой, его бессилие перед угнетением и отчуждением в обществе, в переключении сознания людей с установки изменить действительность земной жизни на иллюзии справедливости в другом мире.

Для первого этапа становления формы общественного сознания характерны мифы. Чуть позднее, когда мифология исчерпала себя, сполна реализовав себя, практически одновременно появились мифология и религия.

Спустя некоторое время и религия, и религиозное сознание приобрели очертания средства социальной интеграции, тем самым обеспечивая единство общества и его целостность. Интересен тот факт, что вместе с тем, религиозное сознание выступает ограничителем творческих возможностей социализирующихся людей.

С точки зрения гносеологии, религиозное сознание можно воспринимать как способность сознания абстрагироваться, так и неспособность узнать причину множества разнообразных явлений природы и социума.

Психологические основания для религии и религиозного сознания заключаются в эксцентрической сущности человека, его открытости, любознательности и незащищённости. Человек – это живой пример целостности конечной и бесконечной. Именно он выступает с осознанием того, что Вселенная вечна и переживает собственную конечность.

Смерть природного начала логична, но это не относится к духовному началу. Человек стремиться к бессмертию, а обрести его может только в религии. Внутренний мир человека концентрирует внимание на диалоге с самым совершенным собеседником, с которым наиболее удобно молчать, нежели вести диалог. Своего идеального собеседника человек безуспешно ищет в обществе, а находит только в Боге.

Благоприятные условия для функций религиозного сознания заключаются в положении, которое оно занимает в общей системе общественного сознания. Исторически сложилось так, что данный вид сознания периодически принимал разные формы, это происходило из-за перемен в сфере общественного бытия. Для первобытного общества характерно существование религиозного сознания как аспекта синкретического сознания. В Античные времена главным фактором для формирования принципов общественного сознания была философия, а в эпоху Средневековья важнейшим стало религиозное сознание, оно и поспособствовало структурной организации общественного сознания, придавая религиозную окраску все наличные формы общественного сознания.

Свои позиции религиозное сознание теряет в эпоху фетишизации денег, потребления товаров и капитала. Оно по-прежнему сохраняет за собой статус самостоятельной формы сознания, однако уже не влияет коренным образом на содержание и направление общественного сознания. Человек уже начинает сомневаться в целесообразности религиозного сознания, при этом теряя веру в святость всего, кроме своих потребностей.

Бесспорно, религиозное сознание общества оказывает определённое воздействие на становление человека, поскольку в современном мире, в условиях постиндустриального развития общества, человек всё ещё сохраняет своё право на свободу выбора и проявление собственной активности. Индивид имеет право выбрать любую веру, так и вовсе принять атеистическую позицию, но только в том случае, если данный выбор не ведёт к антисоциальным последствиям, нарушению прав других людей или общественных норм.

В современных условиях жизни ни одна форма сознания не представляет собой внутренне однородную или неизменную структуру. Религиозное сознание, как и любые другие формы сознания находятся в постоянном процессе развития. Каждый новый вид религии производит новые представления о бытии, иначе его интерпретирует. Некоторые религии исчезают навсегда, на их месте появляются совершенно новые.

Связь между общественным и индивидуальным мышлением

Индивидуальное мышление конкретного человека отличает большая, нежели у общественного, степень яркости и многообразия, но в мировоззренческом плане оно является менее масштабным и объемным, поскольку отдельный индивидуум просто не в состоянии охватить всю духовную сферу жизнедеятельности социума.

Основой общественного мышления всегда выступало мышление индивидуальное, при этом каждый человек является носителем целой совокупности различных традиций и взглядов, как современных, так и уходящих корнями в глубины столетий. Соответственно, элементы общественное мышления постоянно проникают в сознание отдельного человека и трансформируются в нем уже в элементы собственного сознания данного индивидуума, формируя его собственное мышление. А значит, и индивидуальное сознание человека также всегда является продуктом общественного сознания.

Итоговый вывод прост: индивидуальное и общественное сознание тесно и неразрывно связаны, они не только постоянно влияют друг на друга, но и взаимно дополняют друг друга.

Общественное сознание и его структура

Общество в целом состоит из людей с индивидуальным сознанием. Принцип целостности гласит, что целое приобретает новое качество благодаря взаимодействию деталей, которое не сводится к характеристикам деталей.

Общественное сознание — это особая формация, состоящая из характерных для общества идей, теорий и чувств. Различают два уровня социального сознания: социальная психология и идеология. Если первый уровень — эмоциональный, чувственный, то второй — рациональный, теоретический. Формы общественного сознания:

  • Политика;
  • нравственность;
  • Закон;
  • Наука;
  • шрифт;
  • Религия;
  • Философия.

Каждый человек со своей индивидуальной психикой способен влиться в общественное сознание. Общественное сознание тесно связано с культурой.

Культура — это способ организации человеческой деятельности, который представлен в продуктах материального и духовного труда, в системе сознания, нормах, ценностях, в отношениях с природой, с самим собой и с другими людьми.

Человек является как объектом, так и субъектом культуры, ее носителем и индикатором. Благодаря социальному сознанию люди активны в обществе. Если нет общественного сознания, то нет и общих действий и норм жизни людей в обществе. Такие явления, как дружба, любовь, гордость, могут появиться в человеке только тогда, когда он живет в обществе.

Теги

Adblock
detector